МОУ "Соболёвская ООШ" Валуйского района Белгородской области
с. Соболевка, Валуйский район, Белгородская область
  • Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение

    Трудовое воспитание – это целенаправленный процесс формирования у подрастающего поколения потребности в разнообразной трудовой деятельности (учебной, трудовой, общественной и т. п.), глубокого уважения к труду человека, бережливого отношения к материальным и духовным ценностям, созданным трудом людей, осознанного и добросовестного отношения к своей работе и обязанностям.
    Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение.

    Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение реализуется посредством:
    — воспитания у детей уважения к труду и людям труда, трудовым достижениям;
    — формирования у детей умений и навыков самообслуживания, потребности трудиться, добросовестного, ответственного и творческого отношения к разным видам трудовой деятельности, включая обучение и выполнение домашних обязанностей;
    — развития навыков совместной работы, умения работать самостоятельно, мобилизуя необходимые ресурсы, правильно оценивая смысл и последствия своих действий;
    — содействия профессиональному самоопределению, приобщения детей к социально значимой деятельности для осмысленного выбора профессии.

    Цели и задачи трудового воспитания
    Цели:
    – воспитание граждан, способных к самообразованию и саморазвитию, нравственных, самостоятельно мыслящих, обладающих реалистичным уровнем притязаний, настроенных на самореализацию в социально одобряемых видах деятельности, направленных на благо общества, заинтересованных в своем личностном и профессиональном росте, путем создания педагогических, психологических и социальных условий;
    – содействие достижению баланса между интересами и возможностями человека и потребностями общества;
    – прогнозирование профессиональной успешности индивида в какой-либо сфере трудовой деятельности;
    – содействие профессиональному становлению и развитию молодого человека в целях достижения удовлетворенности своим трудом и социальным статусом, реализации своего потенциала, обеспечения достойного уровня жизни.

    Задачи трудового воспитания:
    – формирование у обучающихся положительного отношения к труду как высшей ценности в жизни человека и общества, высоких социальных мотивов трудовой деятельности;
    развитие познавательного интереса к знаниям, потребности в творческом труде, стремления применять знания на практике;
    – воспитание высоких моральных качеств, трудолюбия, долга и ответственности, целеустремленности и предприимчивости, деловитости и честности;
    – вооружение обучающихся разнообразными трудовыми умениями и навыками, формирование основ культуры умственного и физического труда.

    Содержание трудового воспитания
    Трудовое обучение детей школьного возраста является одним из важных факторов воспитания личности. Главная развивающая функция труда – это переход от самооценки к самопознанию и самореализации. В трудовой деятельности формируются новые виды мышления, ребенок получает навыки работы, общения, сотрудничества, что улучшает адаптацию ребенка в обществе.

    Труд является равнозначным элементом общеобразовательной программы и необходимым условием полноценного развития личности. Поэтому трудовая деятельность должна стать для детей и подростков естественной физической и интеллектуальной потребностью.

    Трудовое воспитание – процесс организации и стимулирования трудовой деятельности обучающихся, который направлен на приобретение обучающимися навыков и формирование компетенции, добросовестного отношения к работе, развитие творческих способностей, инициативы, стремления к достижению более высоких результатов.

    Трудовое воспитание школьников включает следующие виды труда:
    – Учебный труд включает в себя труд умственный и физический. В процессе труда воспитывается коллективизм, уважение к людям и результатам их деятельности. Школьными программами предусмотрен физический труд на уроках трудового обучения в учебных мастерских и на пришкольном участке.
    – Общественно полезный труд организуется в интересах всего коллектива. Он включает в себя работу в школе и дома (уборка класса, школьной территории, бытовой труд дома, уход за насаждениями и др.), летнюю работу во время школьных каникул.
    – Производительный труд предполагает участие школьников в создании материальных ценностей, вступление в производственные отношения.

    Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования ориентируют школу на расширение возможностей саморазвития личности и компетентного выбора жизненного пути, задавая вектор поиска и разработки новых образовательных технологий воспитания качеств, лежащих в основе личной эффективности и успешности человека.

    Основные этапы трудового воспитания:

    1.  Пропедевтический этап (1 – 4 классы) – формирование начальных трудовых навыков и позитивного отношения к труду и миру профессий, осознание важности правильного выбора профессии;

    Формы работы:
    – организация бесед о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества;
    – проведение мероприятий по приобретению навыков самообслуживания, овладению технологическими приемами ручной обработки материалов;
    – организация бесед о правилах техники безопасности и организации рабочего места;
    – организация бесед о профессиях, о важности правильного выбора профессии, активизирующие методы профориентации;
    – просмотр и обсуждение мультфильмов, чтение, изучение произведений литературы и искусства, книг о профессиях, работа с электронными образовательными ресурсами;
    – экскурсии в предметные кабинеты школы;
    – занятия в кружках и секциях, участие в профориентационных мероприятиях;
    – беседы с родителями о формировании у детей представлений о мире профессий;
    – проектно-исследовательская деятельность;
    – организация общественно значимых мероприятий и участие в различных акциях (сбор макулатуры, оказание помощи инвалидам и ветеранам, субботник, волонтерство и др.).

    2. Этап предпрофильной подготовки:
    – 5 – 7 классы (ориентировочный этап) – формирование позитивного отношения к труду, интереса, основанного на включенности учащихся в общественно полезную деятельность.
    – 8 – 9 классы (поисково-зондирующий этап) – формирование профессиональной направленности, осознание своих интересов, мотивов выбора профессии.

    Формы работы:
    – справочно-информационные индивидуальные и групповые консультации (содержание, профессионально важные качества, квалификационные требования, медицинские противопоказания, пути получения профессий и специальностей, рынок труда);
    – индивидуальные и групповые консультации по вопросам выбора профессии, профиля обучения, планирования профессиональной карьеры;
    – уроки, факультативные занятия, классные часы, внеклассные мероприятия;
    – просмотр и обсуждение кинофильмов, изучение произведений литературы и изобразительного искусства, в том числе о профессиях и людях труда, работа с электронными образовательными ресурсами;
    – экскурсии на предприятия, в организации профессионального образования;
    – активизирующие методы профориентации (игры, тренинги, конкурсы и т.д.);
    – проектная и исследовательская деятельность;
    – участие в профориентационных мероприятиях различного уровня организации (школьных, городских и т.д.);
    – профессиональные пробы;

    3.  Этап развития профессионального самосознания (10 – 11 классы) – уточнение личностного смысла будущей профессиональной деятельности, этап профильной подготовки.

    Формы работы:
    – справочно-информационные индивидуальные и групповые консультации (пути получения профессии, ситуация на рынке труда и образовательных услуг и т.д.);
    – индивидуальные и групповые профконсультации (выявление соответствия профессиональных интересов и склонностей требованиям профессии, помощь в планировании профессиональной карьеры);
    – элективные курсы;
    – проектная и исследовательская деятельность;
    – организация социальной практики и профессиональных проб (стажировки, производственная практика и т.п.);
    – методы активизации профессионального самоопределения, формирование трудовых навыков;
    – экскурсии на предприятия и в организации профессионального образования;
    – организация бесед и мастер-классов со специалистами – представителями различных профессий;
    – организация получения профессиональной подготовки по выбранным профессиям.

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie