При характеристике экологической культуры личности выделяют такие элементы, как:
экологическое восприятие - видение, слышание, обоняние, осязание природы во всей ее гармонической естественной и эстетической целостности;
экологическое мышление - отражение существенных связей и отношений, творческое воссоздание и прогнозирование последствий того или иного вмешательства человека в жизнь природы;
экологическое чувствование – эмоциональный резонанс человека и природы, сопереживание;
экологические знания – отражение в сознании человека взаимосвязей и взаимозависимостей между человеком и природой в форме экологических представлений, понятий, суждений;
экологическое отношение – действенно-практическое, волевое, экологически оправданное поведение в природе в соответствии с законами взаимодействия природы и человека, нормами права, морали.
Методы экологического воспитания:
1. Методы формирования сознания: (убеждение, упражнение, пример)
2. Методы формирования положительного опыта поведения в процессе жизнедеятельности: (переживание, самоанализ, осознание)
3. Методы поощрения и наказания: (деловые игры, тренинги и др.)
Формы экологического воспитания:
1.Классно-урочная - экологическое содержание уроков – практическая реализация принципа интеграции – внедрение экологического образования и воспитания на уроках биологии, химии, физики, математики, литературы и др.;
2. Внеурочная деятельность - различные формы внеурочной и внешкольной воспитательной работы: классные и библиотечные часы;
3. Исследовательская работа (проектная деятельность) – научные исследования школьников под руководством преподавателей;
4. Участие в экологических конкурсах, конференциях и олимпиадах;
5. Практическая помощь природе - кормушки, скворечники, субботники.
Целостность системы обеспечивается единством учебных и воспитательных требований, преемственностью содержания экологического образования на каждом из этапов, а также единством методических подходов. Основное содержание экологического образования на каждом этапе строится с учетом возрастных особенностей учащихся.
Начальная школа (I - IV классы):
У младших школьников необходимо сформировать представления о красоте родной природы, дать им начальные сведения об экологии, взаимодействии человека и окружающей среды, ответственности каждого человека за сохранность нашей планеты. Важную роль играет формирование понятий о своей малой Родине (родной город, улица, школа), семье, а также обучение младших школьников первичным навыкам охраны и защиты родной природы.
Основные формы, используемые в работе с учащимися - это наблюдения, беседы, экскурсии, обсуждение и обыгрывание проблемных ситуаций, ролевые игры, написание сочинений, викторины, этические эмоциональные беседы с опорой на художественные образы и практические наблюдения детей, посильное участие в природоохранных мероприятиях.
Оосновная школа (V - IX классы):
Основной школе принадлежит особая роль в системе экологического образования. На данном этапе у учащихся складываются базовые представления об окружающем мире и своем месте в нем, формируется осознанное отношение к природе, навыки эколого-социального поведения, реализуется участие в ситуациях и процессах, требующих применения полученных знаний и навыков.
Основные формы работы на этом этапе носят более практический характер: постановка экологических опытов, проведение мониторингов, участие в экологических акциях (кормушки, домики для птиц), природоохранных мероприятиях (субботники, акции, походы).
Поэтому самое главное в процессе экологического воспитания привить ребенку главные принципы его жизни в гармонии с природой:
1. «Не навреди».
2. «Познавая, не разрушай».
3. «Не бери у природы больше, чем тебе необходимо».
4. «Прежде чем сделать, ответь себе на три вопроса:
- Что я хочу сделать?
- Зачем мне это нужно?
- Кто и что при этом приобретает, а кто и что теряет?
5. «Подумай о последствиях!»